მთავარი » 2009 » მარტი » 19 » Бронеавтомобиль Накашидзе_1904
12:36
Бронеавтомобиль Накашидзе_1904

Бронеавтомобили, как известно, появились раньше танков. Последних еще не было и в помине, а броневики уже находились на вооружении многих армий и успешно использовались в боях.

Проект первого русского бронеавтомобиля разработал подъесаул М. Накашидзе, служивший во время русско-японской войны в Маньчжурской армии. Проект был одобрен командованием. Однако военное министерство скептически относилось к возможностям русской промышленности и выдало заказ на производство броневика французской фирме "Шаррон, Жирардо и Вуа”. Отсюда и разночтение в названии этой машины, известной в нашей стране как бронеавтомобиль М. Накашидзе, а на Западе — "Шаррон” или, в лучшем случае, "Накашидзе-Шаррон”. Впрочем, последнее название наиболее близко к истине.

В 1906 году бронеавтомобиль Накашидзе совершил испытательный пробег по маршруту Петербург — Ораниенбаум — Венки, во время которого двигался по шоссейным и проселочным дорогам, а также по пашне. На полигоне стрелковой офицерской школы в Ораниенбауме проводились опытные стрельбы. Результаты стрельбы как с ходу, так и с места были признаны высокими. В том же году машина демонстрировалась на Царскосельских маневрах. Комиссия, принимавшая испытания, признала бронеавтомобиль вполне пригодным для разведки, связи, для срыва атак кавалерии и преследования противника.

Не менее, а по ряду конструктивных решений даже более интересная машина была построена в 1904 году в Австро-Венгрии. Речь идет о бронеавтомобиле "Аустро-Даймлер” — детище технического директора одноименной фирмы Пауля Даймлера. Созданный им броневик впервые в мире (он появился на год раньше машины Накашидзе) оснащался вращающейся башней и приводом на все колеса. Башня, кроме того, имела еще и полусферическую форму! Вооружение бронемашины состояло из одного пулемета системы Максима. Для обеспечения водителю и его помощнику хорошего обзора при передвижении вне боя их сиденья могли подниматься, при этом появлялась возможность вести наблюдение через открытый люк. Во время боя для этой цели использовались смотровые щели.

Бронеавтомобиль демонстрировался в 1906 году на 7-й международной автомобильной выставке в Берлине. Спустя четыре года фирма "Эрхард” разработала аналогичную машину, предназначенную для установки 65-мм зенитной пушки и имевшую привод на все колеса.

                                                                                                          М. БАРЯТИНСКИЙ, инженер
   
     В 1902 г. подъесаул Сибирского казачьего полка М.А.Накашидзе публикует книгу "Автомобиль, его экономическое и стратегическое значение для России", в которой доказывает экономическую выгоду применения автомобилей, в частности, в условиях Кавказа. В 1904 г. им разработан проект бронеавтомобиля.

     Машина построена французской фирмой "Шарон, Жиридо и Вуа" на шасси фирмы "Рено" в конце 1904 г и в январе 1905 г. доставлена в Россию. Это первый бронеавтомобиль, поступивший на вооружение русской армии.

     Корпус изготовлен из броневой стали. Пулемет "Гочкис" установлен во вращающейся башенке. Запасной пулемет хранится внутри корпуса. Привод осуществляется только на заднюю ось. Колеса изготовлены в виде цельных стальных дисков. Шины резиновые, цельные. Автомобиль отличался от аналогичных разработок большим клиренсом (расстоянием от низшей точки машины до грунта). Для преодоления окопов и рвов на бортах корпуса перевозились легкосъемные мостки.

     В 1906 г. автомобиль совершил испытательный пробег по маршруту Петербург - Венки. После испытания на Красносельских маневрах приемная комиссия признала бронеавтомобиль..."...пригодным для разведки, связи, борьбы с конницей, а также для преследования отступающего противника..."

     Боевая масса: 2,6 т; Экипаж: 4 - 5 человек; Калибр пулемета: 8 мм; Бронезащита: противопульная, 4,5 мм; Максимальная скорость: 24 км/час; Запас хода: 120 км; Двигатель: карбюраторный, воздушного охлаждения; Максимальная мощность: 22,5 кВт (30 л.с.)

     Источник: Л. Д. Гоголев. "Бронемашины", Москва,
     издательство ДОСААФ СССР, 1986 г.
       
 http://nakashidze.ucoz.com/photo/1-0-36

aa
კატეგორია: ისტორია | ნანახია: 1292 | დაამატა: nakashidze | რეიტინგი: 0.0/0
სულ კომენტარები: 0
სახელი *:
Email *:
კოდი *: