მთავარი » 2008 » დეკემბერი » 18 » Мундир ВОЕННЫЙ ПРИМЕРЯЯ (Князь Накашидзе)
17:13
Мундир ВОЕННЫЙ ПРИМЕРЯЯ (Князь Накашидзе)

         С Русско-Японской войной связан еще один эпизод нашей автомобильной истории. Речь идет о первой в России попытке использования бронеавтомобиля. Ее предпринял подъесаул 7-го Сибирского казачьего полка князь Накашидзе. Дело это до сих пор покрыто тайной. Историкам известен сам факт и, пожалуй, ничего больше.

 

        Если верить документам, хранящимся в ЦГВИА, то дело, скорее всего, было так. В июне 1905 года к Главнокомандующему на Дальнем Востоке генерал-адъютанту Лине-вичу с "проектом о снабжении армии блиндированным автомобилем, вооруженном пулеметами", обратился офицер 7-го Сибирского казачьего полка князь Накашидзе. Он предложил использовать подобные машины в боевых операциях. Один такой автомобиль князь лично взялся выписать из Парижа для пробы. Все издержки по испытаниям Накашидзе обещал принять на себя, но с условием, что если выписанный броневик будет отвечать всем предъявленным к нему требованиям, то казна обязуется купить его за 30 тыс. рублей. Кроме того, от казны

 

        Согласно вышеизложенным условиям и был заказан один экземпляр у французской фирмы " Charron Jirardot el Voigt " в Париже. Фирма, как следует из документов, была выбрана не случайно. Есть свиде­тельства, что Накашидзе был одним из директоров отдела бронированных автомобилей этой компании. Как видим, князю удавалось совмещать деловую и военную карьеры. Одно помогало другому. Князь-ди­ректор был напрямую заинтересован в сбыте продукции своего отдела. Однако пока шли переговоры, пока готовая машина добиралась по железной дороге до России, был заключен мир между воюющими странами и Главнокомандующий "счел себя не вправе производить новые затраты на армию и просил Генеральный штаб произвести испытания прибывающего автомобиля прямо в Петербурге, не доставляя его на Дальний Восток, так как отказаться от заказа вовсе" не было возможным. В марте 1906 года бронеавтомобиль наконец прибыл в Петербург. Для стоянки ему выделили место в крепости. Вскоре была назначена испытательная комиссия для выяснения, насколько броневик соответствует поставленным условиям в техническом отношении. Председателем ее был назначен генерал-лейтенант Тахтарсв, а среди членов были генерал-майор Мгебров, полковники Павлов, Керн, Юрлов и несколько других офицеров Главного Артиллерийского управления.

 

         Вместе с машиной Накашидзе привез из Франции "чертежи автомобиля, краткое описание боевой деятельности бронеавтомобилей в полевой войне и отчет об испытаниях, проводившихся 30 и 31 июня 1903 года в Шалонском лагере во Франции над бронированным автомобилем, снабженным пулеметом Гочкиса".

 

       тикальных резервуара — один для перевозки, по заявлению князя На-кашидзе, 140 литров бензина, другой для 20 литров масла. Остальное количество бензина перевозится в резервуарах под передними сиденьями. Самая задняя оконечность автомобиля предназначена для перевозки 2400 патронов... Для остальных патронов специального помещения не имеется, но некоторая их часть может перевозиться около стойки пулемета, прямо на полу... но далеко не очень значительная... С наружной стороны спереди автомобиль снабжен ацетиленовым фонарем; сбоку снаружи к нему прикреплены два перекидных мостка для переезда через рвы, а сзади запасное колесо и запасной пулемет. Доставленный князем Накашидзс автомобиль вооружен пулеметом системы Гочкиса, принятым во Франции". Таков, согласно описаниям, облик бронеавтомобиля.

 

        На последнем этапе проверялась на прочность броня машины. Неудачи преследовали новинку и здесь. Броня фирмы "Крсзо" пробивалась из русской винтовки насквозь с 65 и даже со 100 м. Увидев это, Нака-шидзе заявил, что "вся броня будет заменена на лучшую по качеству". Казалось, все ясно, машина к службе не годна, но выводы комиссии были весьма осторожными. Еще бы, ведь Накашидзе был вхож в самые высокие инстанции, обижать его и наживать себе лишние неприятности не хотелось. Поэтому комиссия в очень обтекаемой форме — реверанс в сторону князя-директора, но довела-таки до сведения начальства мысль о том, что "...доставленный автомобиль не удовлетворяет некоторым поставленным требованиям, а потому не может быть допущен к приему". Выводы офицеров Главного Артиллерийского управления не смутили предприимчивого бизнес­мена, и он, опять-таки используя связи при дворе, настоял на испытании своего автомобиля в "боевых" условиях ежегодных Царскосельских маневров. На сей раз объектом испытаний были его тактические возможности. Была назначена новая комиссия, но и она отметила, что "ограниченное время испытаний и чрезвычайно ограниченный круг действий автомобиля ...сократили до минимума его применение. На этом основании и заключения комиссии не могли быть основаны на таких данных, которые она могла бы признать достаточными". Далее говорилось, что испытания столь важного оружия, как бронеавтомобили, "нужно поставить на широкую ногу". Не отрицая пользы от техники как таковой, члены комиссии были вынуждены признать выводы первой комиссии вполне компетентными и согласиться с ними.

 

         Накашидзе же оказался в весьма неприятном положении. Затраты по доставке и испытанию броневика были взяты им на свой счет и достигали нескольких тысяч рублей. Терять эти деньги не хотелось, а пото­му, убедившись, что на военном поприще успех потерян навсегда, он решил сделать своей машине поли­цейскую карьеру. Для чего и обратился в Министерство внутренних дел, предложив использовать "блиндированный автомобиль для полицейских надобностей". Предложение это настолько обескуражило Департамент полиции, что он счел необходимым проконсультироваться по этому вопросу в Военном ведомстве. Одиннадцатого августа 1906 года Департамент запросил Главный Военный штаб о результатах испытаний. Ответ на запрос пришел только месяц спустя. Военные по каким-то причинам не жела- ли ставить полицейских в известность о подробностях дела и ограничились только подтверждением са­мого факта. Более поздние документы свидетельствуют о том, что машину все-таки хотели приобрести, но никто не решался сделать это под свою ответственность. За разрешением обратились к самому царю.

 

         Неизвестно, чем бы кончилась вся эта история, но князь Накашид-зе вскоре погиб во время взрыва на даче Столыпина. Дело повисло в воздухе, но далеко не закончилось. Командированный из Франции инженер-механик Ле-Секвер, обслуживавший автомобиль на испытаниях, не мог получить причитавшегося ему жалования и выехать на родину. Поэтому он забросал Военное министерство прошениями, где излагал свои затруднения.

 

        Однако "Дело о бронеавтомобиле Накашидзе" до сих пор нельзя считать полностью закрытым. Слишком много в нем еще неясного. Какова дальнейшая судьба машины? Сам ли князь разработал проект броневика или использовал разработки фирмы? Эти и множество других вопросов ждут своего решения.


aa
კატეგორია: ისტორია | ნანახია: 1281 | დაამატა: nakashidze | რეიტინგი: 5.0/1
სულ კომენტარები: 0
სახელი *:
Email *:
კოდი *: